МОНАСТЫРЬ ЗОГРАФ (БОЛГАРСКИЙ)

МОНАСТЫРЬ ЗОГРАФ (БОЛГАРСКИЙ)
Икона Божией Матери «Скоропослушница» («Скоровнемлющая»).
Иконы вмч. Георгия Победоносца: «Аравийская», «Молдавская», дар Стефана III Великого, «Фануилева».
Части Животворящего Древа Господня.
Глава при. Матроны Хиосской и две части ног её.
Мощи: ап. Андрея Первозванного, aп. и ев. Матфея.
вмч. Георгия и кровь его; челюсть прпмч. Стефана Нового; архид. Стефана; сщмчч. Игнатия Богоносца, Антипы, Харалампия и Ферапонта; вмчч. Феодора Стратилата и Пантелеймона; мчч. Никиты, Нестора, Варлаама, Кира, Иоанна, Климента, Ферапонта, Петра, Авксентия, Трифона, Кирика, Иоакова Персиянина и Меркурия; бесср. Космы и Дамиана, при. Феодосия Великого; свт. Евтихия; Афанасия, патриарха Цареградского;
Монастырь Зограф стоит среди высоких деревьев у подножия лесистого холма, поднимающегося от западного побережья полуострова, в часе ходьбы от причала. Монастырь посвящен святому великомученику Георгию и отмечает свой престольный праздник 23 апреля по Юлианскому календарю.
Зограф был основан во времена царствования Императора Льва Мудрого (886 - 912) тремя братьями , болгарами из Охрида, расположенного ныне между бывшей Югославией и Албанией. Братья - иноки Моисей Аарон и Иоанн, никак не могли придти к согласию по поводу названия монастырского храма. Один хотел освятить его в честь Пресвятой Девы, второй - святителя Николая, третий - святого Георгия Победоносца. Чтобы решить этот вопрос, они положили на алтарь чистую иконную доску и договорились посвятить храм тому святому, чей образ появится на ней. Они служили всенощное бдение, молясь об исполнении воли Божией и, взглянув после этого на икону, увидели на ней изображение святого Георгия.
Это чудо, однако же, не ограничилось пространством Святой Горы. В тот же час на Святой Земле в монастыре Фануэль, недалеко от Лидды, где родился святой великомученик Георгий, братия, преклонив колена для молитвы перед образом святого Георгия, вдруг увидели как святой сошел с иконы и исчез. Вскоре настоятелю приснился святой Георгий и сказал, что исчезнувший образ теперь отпечатался на доске в одном афонском монастыре. Многие из братии отправились туда и пройдя пешком всю Палестину и Малую Азию , прибыли в Зограф, где и обнаружили изображение ранее бывшее на их иконе. Они остались на Святой Горе, избежав плачевной участи, которая могла бы их постигнуть несколько десятилетий спустя при разрушении Палестины безумным калифом Хакимом (996 - 1021 гг.).
После столь чудесного обретения имени, монастырь назвали Зограф ("Художник"). Под левым глазом святого Георгия , на ланите, виден виден кончик пальца епископа Водеи, который не поверив рассказу об этом чуде, пренебрежительно постучал по иконе пальцем. Кончик его пальца навсегда остался на иконе.
Монастырь Зограф упомянут еще в первом афонском типиконе 971 года. Говорится в нем и о игумене по имени Георгий. Записи последующих трех столетий сгорели при пожаре, а в документах тринадцатого века есть сведения о присутствии в монастыре болгарских иноков.
По странному стечению обстоятельств, Император Михаил Палеолог, щедро изливавший свои милости на Зограф в конце тринадцатого века, несколькими годами позже вместе с Патриархом Иоанном Веком прилагал все усилия, чтобы принудить насельников Святой Горы принять унию с Римом. 11 октября 1276 года двадцать шесть здешних иноков, отказавшихся подчиниться, заживо были сожжены в монастырской башне. Насельники Протата и Ватопеда так же были перебиты радетелями "единства Церкви".
Монастырь знавал то благополучные времена, то трудные. Это длилось до конца первого десятилетия XIX века, когда в Зографе начался период относительного процветания и обширного строительства. В 1845 году болгары получили официальное подтверждение своего освященного традицией преимущества в правах владения монастырем и до сих пор монастырь считается болгарским, хотя болгарских иноков там осталось совсем немного.
Собор монастыря был возведен в 1845 году и посвящен святому великомученику Георгию. Помимо собора здесь есть шестнадцать менее крупных храмов и часовен - восемь в самом монастыре и восемь за его пределами, в кафисмах и келиях. Особо почитаемые святыни монастыря - три большие иконы святого Георгия Победоносца.
В монастыре так же хранятся две прославленные иконы Богородицы - "Акафистная" и "Епакууса" ("Отвечающая на молитвы"). С первой связано следующее предание: в одном из скитов Зогрофа жил старенький монах, который непрестанно читал Акафист Богородице. И вот однажды он через эту икону получил от Матери Божией предупреждение о приближении войск Патриарха Иоанна Векка, который был намерен заставить иноков подчиниться Риму. Он услышал как Она сказала: "Геронда, скорее беги в монастырь и передай братии и игумену, что приближаются враги Сына Моего. Пусть все кто слаб духом и не обладает в полной мере добродетелью терпения, скроются из монастыря до тех пор, пока это искушение не окончится. Те же, кто желает получить мученический венец, пусть остаются в монастыре. Иди же, не медли". Старый монах сказал все, как ему было велено, и бесстрашных иноков, не пожелавших покинуть монастырь, войска Патриарха сожгли.
История второй иконы "Епакууса", связанно с именем некоего инока по имени Косьма, который просил в молитвах Богородицу указать наилучший путь спасения для его души. Однажды он услышал исходящий от иконы голос - Матерь Божия повелела ему уйти из этого монастыря и стать отшельником.
В монастыре имеются частицы древа Животворящего Креста Господня, мощей святого апостола Андрея , Святого первомученика Стефана, великомученика Георгия, священномученика Игнатия Богоносца, Святителя Афанасия Великого, святителя Евтихия, мученика Никиты, священномученика Харалампия, святого Нестора и преподобной Матроны Хиосской.