МОНАСТЫРЬ ХИЛАНДАР

МОНАСТЫРЬ ХИЛАНДАР
Иконы Божией Матери: «Акафистная» («Богородица Благоухающая»), «Попская» и «Троеручица» на игуменском месте.
Окаменевшая Кровь Спасителя.
Часть Животворящего Древа Креста Господня.
Частица тернового венца, крови Христовой, часть трости которой Его били, она очень тонка. Кусочки пелен в которые обернули Его тело, ладана и смирны из даров волхвов. Частица неопалимой купины. Кровь Георгия Победоносца, в металлическом сердечке.
Мощи: нога при. Симеона Столпника; нога свт. Григория Богослова; нога вмч. Пантелеймона; Пророка и Предтечи Иоанна; мчч. Евстратия и Марины; свтт. Григория Богослова, Евтихия и Никифора, патриархов Цареградских; прп. Симеона Столпника, прор. Исайи.
Две узкие части Животворящего Креста Господня, сложенные ввиде двух крестов, эта святыня была дана св. Савве греческим царем Иоанном Ватаци, от них струится неизреченное благоухание. Хранится и драгоценный крест в который вмонтированна капсула с драгоценной кровь Господа нашего Иисуса Христа . Кровь Христова , собранная Иоанном Богословом на Голгофе
Сербский монастырь Хиландар посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы и отмечает свой престольный праздник 21 ноября по Юлианскому календарю. Этот монастырь расположен севернее всех святогорских обителей, в тридцати минутах ходьбы от западного побережья полуострова. Путь от моря лежит через невысокие, густо поросшие лесом холмы.
Считается, что название свое монастырь получил от имени основатеоя древней монашеской общины, располагавшейся на этом месте. В одном документе десятого века говорится: «Мы посылали письмо через Георгия, называемого Хиландар». По мнению других, монастырь называется так из-за своей формы, напоминающей очертания византийского корабля типа «хеландион» (в русском варианте – «шаланда»).
Основателями монастыря были сербские правители ХII века Стефан Неманя и его сын Растко. Раско наследовал престол после двоих старших братьев, однако предпочел монашескую келью царским палатам и, тайно покинув дворец, бежал на Афон, где и принял постриг в Солунском монастыре с именем Савва. Через несколько лет Савва перешел в монастырь Ватопед и там к нему присоединился родной отец. Разделяя устремления сына, Стефан I отрекся от престола и принял постриг в сербском монастыре Студеница, а потом появился в Ватопеде уже как простой инок с именем Симеон. В 1198 году Ватопедский монастырь отдал отцу и сыну лавру Хиландар, лежащую тогда в руинах. Дар был скреплен указом Императора Алексия III, подтверждавшим, что монастырь навеки переходит во владение сербов. Отец и сын изо всех сил трудились над восстановлением монастыря, практически отстраивая его заново. Инок Симеон почил и был погребен в монастыре Хиландар в 1200 году, спустя два года после его основания. В 1204 году Савва решил вернуться в Сербию и забрал с собой тело отца, чтобы перезахоронить его в Студенице. Со временем Савва стал архиепископом Сербским, духовным отцом своего народа. Скончался он в 1237 году в болгарском городе Тырново. Владыка Савва является одним из величайших святых Сербии. Через два года после смерти тело святителя перезахоронили в сербском монастыре Милешево. В конце пятнадцатого века Сербию завоевали турки. В 1595 году в Сербии вспыхнуло восстание, известное под названием «Восстание святого Саввы». В качестве акта возмездия командующий турецкими силами в Белграде по имени Синан Паша перевез мощи святителя Саввы в Белград и предал их публичному сожжению.
Потеря святых мощей – это всегда трагедия, поэтому, когда в 1204 году сын перенес мощи преподобного Симеона из Хиландарского монастыря, братия безуспешно скорбела. Однако преподобный явился во сне игумену Мефодию и сказал, что мощи необходимо было вернуть в Сербию, но в замен из его могилы вырастет виноградная лоза. Вскоре после этого, как владыка Савва отбыл с мощами, из камня под опустевшей могилой начала расти лоза, которая с тех пор растет виноград. Этот виноград принимают как лекарство от болезней и бесплодия. Сейчас лоза выглядит уже очень древней, но продолжает цвести и плодоносить. Виноград с нее высушивают и раздают паломникам, приезжающим помолиться о даровании детей.
Хиландарские иноки всегда были известны своим прилежанием и духовной мудростью. Хиландар, подобно благодатному древу, постоянно растил для Сербии боголюбивых патриархов и епископов. Переводы святоотеческой и другой духовной литературы с греческого языка на славянский, осуществлявшийся в стенах этого монастыря, служил основным источником духовного просвещения Сербии.
В отличие от многих других монастырей, потерявших с падением Византийской Империи благотворителей, Хиландар процветал на протяжении всего периода турецкой оккупации. Ему удавалось поддерживать стабильное существование и много раз Прот избирался из числа его братии. Жизнь в монастыре стала приходить в упадок лишь в семнадцатом веке, после того как турки упразднили сербское автономное правление и принудили страну подчиниться Вселенскому Патриарху, который исполнял функции как духовного так и светского правителя христианских субъектов Оттоманской империи. Приток монахов из Сербии постоянно сокращался и в конце восемнадцатого века Хиландар уже был преимущественно болгарским. Сербская церковь вновь стала автокефальной лишь в 1879 году, а в 1896 году Царь Сербии Александр I посетил Хиландар и оплатил восстановительные работы, в которых монастырь остро нуждался после пожаров 1722 и 1891 годов. Ктоме того, Царь прислал сюда много сербских монахов, снабдив монастырь средствами на их содержание, и со временем Хиландар вновь стал сербским.
В соборном монастыре, посвященном Введению во Храм Пресвятой Богородицы, хранится чудотворная икона «Троеручица». Изначально она взята из кельи преподобного Саввы Освященного в Палестине. Икона получила столь необычное название после следующего чудесного события в жизни преподобного Иоанна Дамаскина. Служа при дворе калифа в городе Дамаске, он был несправедливо обвинен в заговоре с намерением сдать город врагам. В наказание калиф приказал отрубить ему руку. Всю ночь Иоанн молился перед иконой Богородицы, и отрубленная рука чудесным образом приросла к запястью. В благодарность Иоанн заказал мастерам серебряную руку и подвесил ее к иконе. Потом, став иноком монастыря преподобного Саввы, он взял икону с собой. В тринадцатом веке братия монастыря подарила эту икону святителю Савве Сербскому.
Помимо собора в Хиландаре есть еще тринадцать маленьких церквей и часовен. К монастырю приписаны также пятнадцать келий и одно подворье. Монастырь имеет великолепную сокровищницу и библиотеку с богатым собранием славянских рукописей. Среди святынь монастыря – фрагменты даров волхвов Младенцу Христу, орудий страстей Господних, частицы Истинного Креста Господня, мощи святого Иоанна Предтечи, пророка Исаии, великомучениц Варвары и Екатерины и многих других святых.
Основатель монастыря Хиландар святой Савва Сербский, умирая, оставил братии монастыря Типикон, который так и называется «Типик Саввы Сербского», Устав, согласно которому, игумен монастыря не должен выбираться ни когда, а его место незримо занимает Сама Царица Небесная – Игумения Святой Горы. К сожалению, в конце ХХ века Типик Саввы Сербского был упразднен, что привело к уходу из монастыря части братии. А в 2004 году в монастыре произошел сильнейший пожар, когда за одну ночь выгорела половина монастыря, причем, пожар начался с игуменской келии и быстро распространился на архондарик и братские келии. Насельники монастыря считают пожар справедливым наказанием за отступление от Типика святого Саввы.