Земной удел Богоматери и Святая Русь

Земной удел Богоматери и Святая Русь

Одним из традиционных мест паломничества русских людей на протяжении многих веков наряду с Константинополем (Царьградом) и Иерусалимом была святая гора Афон (греч. Агион Орос), расположенная в Греции, на восточном выступе полуострова Халкидики. Там со времени Константина Великого, т.е. уже в III—IV вв., возникли первые монашеские поселения. Подвижничество их обитателей, принципы нестяжательства и суровость монастырских уставов привели к тому, что Афон стали считать святым местом во всем православном мире. Среди десятков расположенных там монастырей было несколько русских. Ныне на Афоне находится 17 греческих монастырей, 3 славянских, 12 скитов и до 6000 отшельнических келий, а всех иноков до 80001. Большинство монахов — греки.

Афон. Святая гора.

На Афоне прежде располагался центр греческих языческих капищ. По одним сведениям, Афон - это и есть самая гора Олимп, по другим сведениям, Олимп находится в непосредственной близости от Афона. До нашего времни на Афоне встречаются жертвенные камни, на которых приносили в жертву людей и животных.
Афон считается одним из уделов Божией Матери. По преданию, Божия Матерь, вышедшая на Афонский берег, была так покорена его красотой, что попросила Божественного Сына дать ей Афон в земное владение. Сын ответил: «Да будет это место Твоим владением, и садом, и местом спасения тех, кто хочет быть спасен». Богородица считается игуменьей горы Афонской и её Экономиссой. Связано это с тем, что много веков назад на афоне разразился страшный голод, большинство монахов ушли с Афона. Конда последжние из них хотели покинуть святую гору, Сама Матерь Божия явилась им и объявила, что берет на себя обязанности Экономиссы. Поэтому в афонских монастырях нет должности эконома, а должность "помощник Экономиссы". Её часто видят на Афоне и паломники, и монахи.
Первые несколько веков его существования женщины посещали эти места как паломницы. Однако в V в. дочь римского императора Феодосия Великого Галла Плацидия по пути в Константинополь решила остановиться на Афоне и на пороге собора услышала голос Божией Матери, сказавшей ей: «Остановись, жена, зачем ты пришла сюда смущать покой Моих избранных». Гала не дерзнула ступить на Афонскую землю. С тех пор женщинам вход на Афон был закрыт. Местные монахи даже не используют в работах животных женского пола - это либо мулы, либо выхолощенные самцы-ослы.
Наибольшую известность среди афонских святых мест приобрели русский монастырь святого великомученика Пантелеимона, где хранятся грамоты русских царей и патриарха Иова, славяно-сербский Хиландарский монастырь, основанный св. Саввой Сербским, и монастырь Ватопед — один из древнейших на Афоне. Фактически на полуострове размерами 80 км в длину и 11—20 км в ширину сложилось целое государство, единственная в мире православная христианская республика.
Связи Руси с Афоном начались вскоре после того, как христианство на Руси стало государственной религией. Основатель русского монашества Антоний Печерский (ум. 1072—1073) ходил на Афон к святым отцам, жил там. Позже, во времена княжеских усобиц, он опять посетил Афон, принял монашеский постриг и по возвращении на Русь положил начало Киево-Печерскому монастырю2. Уже в Х в. на горе Афон было 180 обитателей.
У истоков русского паломнического движения в Царьград, Иерусалим, Синай, святую гору Афон стояли две выдающиеся личности: игумен Даниил (вторая половина XI — XII в.) и новгородский архиепископ Антоний (в миру — Добрыня Ядрейкович, ум. 1232). Оба оставили подробные записи об увиденном — «Хождение» и книгу «Паломник», ставшие образцом для последующих описаний святынь христианского мира.
Древние греки называли полуостров Акте. А само название Афон связано с мифологическим Атосом. Как гласит легенда, во время битвы между богами и гигантами Атос швырнул в Посейдона огромный камень, который упал у моря, и теперь его называют горой Афон.
Некогда Афон был частью могущественной Византийской империи и играл большую роль в культурной жизни всего средневекового мира. Вся ученость книжной Византии сосредоточилась там. С XV и до начала ХХ в. Афон находился под турецким владычеством. После возрождения греческого государства в 1821—1829 гг. Афон остался турецкой территорией. С 1913 г. в результате Балканских войн и договоров в Бухаресте и Лондоне Афон стал международной территорией. 10 сентября 1926 г. он был объявлен греческим владением и все живущие на нем монахи, в том числе и русские, — греческими гражданами. В настоящее время этот район отмечен на греческих картах как автономная область и пользуется ее правами.
В жизни средневековой Руси Афон занимал место не только духовного, но и культурного центра. На Афоне всегда почиталась и поощрялась книжная деятельность: там переводились на славянский язык многие греческие книги. Отчасти этому способствовало раннее появление славянских монастырей. Уже в XI в. был основан первый русский монастырь, в XII в. — сербский, в XIII в. — болгарский. А в XIII в. в списке имущества русского монастыря Ксилургу (букв. — обитель плотников) упоминались русские книги: апостолы, ирмологии, синаксары, минологи, творения Ефрема Сирина и номоканоны. Известно, что на Афоне списыванием книг занимались и русские монахи: игумен Тверской Савва, игумен Печерский Досифей, Митрофан Бывальцов, игумен Угрешский Иона и, конечно, Нил Сорский. Именно им принадлежит заслуга переводов многих греческих рукописей. В частности, Савва принес с собой с Афона Кормчую книгу, которую позднее использовал Вассиан, архиепископ Ростовский.

Из переводов, сделанных на Афоне, известны следующие: в 1371 г. монах Исайя перевел с греческого на славянский язык Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника, в 1399 г. монах Иоанн перевел «Планы Иерусалима» и книгу Иосифа Маттафиева, Гавриил Хиландарский в 1412 г. перевел толкование Олимпиодора, Венедикт и Иаков в 1426 г. — разные беседы Иоанна Златоуста. Из древнейших рукописей, полученных с Афона, были: Толкование слов Григория Богослова и Летопись Георгия инока, написанная на хлопчатой бумаге;
в XIII в. — Пролог, написанный на пергаменте;
в 1397 г. — Тактикон Никона Черногорца, списанный в Новгороде. Многие из рукописей имели большое значение для уточнения и трактовки церковных догматов на Руси. Из этих рукописей черпали свои богословские доводы Иосиф Волоколамский и Нил Сорский. По данным русского паломника Стефана Новгородца, автора «Хожения» в Константинополь в 1348—1349 гг., в Студийском монастыре жили русские, которые занимались переписыванием книг, и многие книги посылали оттуда на Русь. В XVI столетии привез с Афона на Русь греческие книги Максим Грек. С его именем связано появление на Руси сочинений Иоанна Дамаскина. При патриархе Никоне по поводу исправления книг посылался на Афон для приобретения греческих рукописей Арсений Суханов.

Уважение к христианскому Востоку, откуда пришли на Русь православная вера и ученость, который стал колыбелью русского монашества, было характерной чертой русского средневекового сознания. На Афон русские князья посылали дары для поминовения предков, а великий князь Василий Иванович просил молиться за чадородие его бесплодной супруги Соломонии. Оттуда присылали ему просфоры и святую воду. Позднее, задумав развестись с Соломонией, великий князь пожаловал Афону богатые дары (золотые и серебряные сосуды, оклады для икон, а также ризы, украшенные дорогими камнями) с той целью, чтобы афонские монахи благословили его намерение, но получил неблагоприятный ответ.
Со временем высокие традиции монашеского подвижничества и утонченной учености на Афоне сделались образцом для подражания во всем православном мире, прежде всего на Руси. На Афонской горе уже в 1052 г. упоминается русский Пантелеимонов монастырь, ктиторами которого называют святого князя Владимира и Ярослава Мудрого. В 1080 г. по указу царя Алексея Комнина в распоряжение русских был отдан монастырь Ксилургу. В XI в. русское иночество на Афоне было уже весьма значительно и имело самостоятельную организацию. В XII в. русским монахам из-за их многочисленности разрешено было перейти из Ксилургу в Солунский монастырь св. Пантелеимона, причем Ксилургу остался в их распоряжении только в виде скита.
В XIII в. архимандрит Печерского монастыря Досифей рекомендовал своим монахам взять за образец строгую жизнь Афонской горы. Впрочем, о связях средневековой Руси и Афона до конца XIV в. сохранилось мало известий. В XIV—XV вв. там подвизались Епифаний, автор жития Сергия Радонежского, ученик последнего Сергий Нуромский, Савва, игумен Тверской, сложивший с себя обязанности настоятеля ради монашеской жизни на Святой горе, Митрофан Бывальцов, который пробыл там девять лет, Иона, игумен Угрешский, Нил Сорский со своим учеником Иннокентием Охлебининым, боярином и родственником князей Хворостининых, и др.
Связь русской Церкви с Афоном имела двусторонний характер. Не только многие русские отправлялись на Афон, но и с горы Афонской приходили на Русь.
В XIV в. на Муромский остров Онежского озера прибыл старец Феодосий, поселившийся там вместе с константинопольским монахом Лазарем. Он вел подвижнический образ жизни, носил на теле тяжелые вериги и был весьма учен. Феодосий содействовал устройству монастыря во имя Муромской иконы Богородицы. В княжение Дмитрия Донского прибыл в Москву с Афона инок Дионисий. При великом князе Василии Дмитриевиче Дионисий был назначен епископом Ростовским. В XV столетии пришел на Русь с Афона Пахомий Серб. Он поселился в Троицкой лавре и был автором 15 канонов и нескольких житий (переделал житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием Премудрым, и написал жития Варлаама Хутынскаго, княгини Ольги, Саввы Вышерскаго, Кирилла Белозерского и митрополита Московского Алексия и др.).
В 1419—1422 гг. совершил путешествие из Москвы в Константинополь и далее на Афон инок Троице-Сергиева монастыря Зосима7. Он поднялся на Святую гору и поклонился всем церквам и монастырям. Он перечислил все монастыри на Афоне. Вот их имена: «1. Лавра, 2. Ватопед,
3. Хиландарь, 4. Русский монастырь святого Пантелеимона, 5. Пантократор, 6. Свимон,
7. Иверский, 8. Зограф, 9. Дохиарь, 10. Сенох, 11. Алуп, 12. Калакал, 13. Калтумус, 14. Протатий, 15. Ксеропотам, 16.Филотен, 17. Василефпиргий, 18. Павлова пустынь, где общее житие у монахов, 19. Дионисьев, 20. Григорьев, 21. Симона Петране, 22. Каетамонит»8.
Афон и сегодня, в начале ХХI столетия притягателен для русских. Многие стремятся попасть туда, прикоснуться к святыням православного мира, которые бережно хранятся.

Формально монашеская братия подчиняется константинопольскому патриарху, но юридическое решение главных для Афона проблем зависит от греческих властей. Они выдают визы для пополнения братии в монастырях, но явно не заинтересованы в укреплении и сохранении русских монастырей за счет привлечения русских монахов.
Но все же главное остается — Россия и Афон сегодня, как и тысячу лет назад, рядом. Невидимые нити православной веры, молитвенного общения и культурной близости, которые своими корнями уходят далеко в глубь веков, невозможно разорвать.

Афон известен своими святынями, среди которых немало чудотворных.
К самым известным относятся: икона Георгия Победоносца в монастыре Зорограф. На лике иконы около носа имеется странное вкрапление. красочный слой и олифа, которой покрыта икона приподняты над поверхностью примерно на 1 см. А в центре этого вздутия... кусочек человеческой плоти. история такова: некий непочтительный архиерей заподозрил монахов в мошенничестве - чудеса настолько обильно источались от образа, что ему в голову пришла мысль, что монахи часть этих чудес "сфабриковали" для привлечения большего числа паломников. Он пожелал лично увидеть икону и прибыл в монастырь. Монахи пригласили его взглянуть на образ. "Это эта икона у вас тут чудотворная?" - воскликнул архиерей и, желая высказать свое презрение к ней, ткнул в образ пальцем. И тут произошло чудо. Архиерейский палец намертво "влип" в икону. В одно мгоновение твердая поверхность доски размягчилась и тут же опять застыла. Как не старались его отделить, ничего не вышло. Пришлось воспользоваться скальпелем. Подушечку прилипшего пальца попросту отрезали под стоны несчастного архиерея. Так эта частица плоти и осталась на иконе. Она хорошо видна паломникам.
На этом снимке - икона Гоергия Победоносца. Белым кружком показано место, где на иконе присохли остатки пальца.
Икона великомученика и целителя Пантелеимона.
Количество чудес от неё невозможно перечислить. В несколько рядов на иконе развешаны толстые золотые цепи, ни которых подвешены приношения от благодарных людей, получивших исцеление после молитв перед этим образом. Дорогие часы с бриллиантами, серьги, кулоны, огромное количество крестиков, кольца, перстни, а также большое количество изображений частей тела - существует традиция приносить дар за исцеление руки в виде выполненной из драг. металлла маленькой руки, за исцеление от болезни глаз - в виде глаза и т.п.
икона "Спас Вседержитель", которая темнеет перед тем, как в мире должно произойти что-то страшное (война, стихийное бедствие, катастрофы и т.п.).
Иверская икона Божией Матери, прославленная своей необычной историей и множеством случаев благодатной помощи. Большое количество списков (копий) этой иконы также источают обильную благодать молящимся. Наиболее известен монреальский список иверской иконы, который 15 лет находился у своего хранителя Хосе (Иосифа" Муньоса Кортеса, православного чилийца. Он привез копию с Афона, ежедневно читал перед ней акафисты и вскоре икона замироточила, при чем так обильно, что вата, которой её обкладывали, очень быстро промокала насквозь и миро с неё капало в киот иконы. Иногда миро било как небольшие источники. Невозможно перечислить всех случаев исцеления от этого мира. Известен даже как минимум один случай, когда от помазания миром на несколько дней вернулся к жизни уже умерший человек.

Помимо этого на Афоне много удивительных вещей.

Например, виноградная лоза, плоды которой дают бездетным супругам. У большинства из них после вкушения этих плодов рождаются дети.
Лампада в одном из монастырей, которая перед катастрофическими событиями начинает раскачиваться. Чем сильтнее она раскачивается, тем более страшные события это предвещает. Так, перед вводом советских войск в Афганистан лампада качалась так сильно, что из неё выплескивалось масло. Монахи наблюдают за ней и как только замечают начало раскачивания, рассылают по всем афонским монастырям просьбы усилить молитву.
Стена непослушания, около который был погребен инок, не пожелавший простить своего духовного наставника. От его могилы исшел столб черного дыма, закоптивший стену. Эта копоть на стене сохраняется на протяжении многих десятилетий.
И др.

Остров чудес - Кефалония (Греция)

15 августа в Греции и на Кипре отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы
13.08.2005 16:00:00 Для Греции и Кипра Успение Пресвятой Богородицы – большой праздник. Во всех церквах проходят праздничные богослужения.

На острове Кефалония (Греция) каждый год происходит «чудо со змеями». К храму Успения Пресвятой Богородицы к празднику сползаются ядовитые змеи, которые в эти дни совсем безобидны. В храме находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы (со змеями).

В связи с тем, что Греческая православная церковь придерживается нового стиля, греки и киприоты празднуют Успение раньше россиян. В Греции и на Кипре этот день является выходным. Закрыты почти все государственные учреждения, офисы, магазины, банки, газеты и т.д. Также не работают греческие и кипрские посольства и консульства на территории других государств.
Возврат к списку новостей
Монастырь святого Герасима Нового
Кефалонийцы горячо почитают покровителя острова преподобного Герасима Нового († 15 августа 1579 года). Почитание греками святого Герасима сравнимо с почитанием в России преподобного Серафима Саровского.
Монастырь святого Герасима находится недалеко от столицы острова Аргостоли, в долине Омала. Этот женский монастырь был основан самим преподобным Герасимом. В нем хранятся нетленные, нетронутые и благоухающие мощи святого. В храме сохранилось и аскетическое жилище святого — это пещера, в которую можно спуститься по трехметровой лестнице. В монастыре растут два платана, по легенде, посаженных самим преподобным. Три больших и тридцать семь маленьких колодцев вырыл святой своими руками, чтобы обеспечить водой эту безводную местность. В 1560 году, перед тем как основать монастырь, святой Герасим отреставрировал часовню Успения Пресвятой Богородицы, которая также сохранилась до нашего времени.

Монастырь святого апостола Андрея Первозванного
Первые упоминания об этом монастыре встречаются с середины XIII века. Позднее монастырь стал женским. В 1639 году греко-румынская принцесса Роксана, получившая в монашестве имя Ромила, пожертвовала в обитель величайшую святыню с Афона — стопу апостола Андрея Первозванного, которая находится в монастыре и сегодня.
В обители создан интересный церковный музей, расположенный в бывшем главном храме монастыря, который уцелел во время землетрясения 1953 года.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Панагия Федуса» и «Панагия Крини»
В 25 километрах от местечка Маркопулло есть храм Успения Пресвятой Богородицы. Именно здесь на праздник Успения Пресвятой Богородицы происходят чудеса, известные во всем православном мире. В день праздника в храм к чудотворной иконе Богородицы «Панагия Федуса» чудесным образом сползаются ядовитые змеи. Храм наполняется змеями, но в этот день они абсолютно безопасны — местные жители и даже дети не боятся их.
В праздник Успения у другой святыни острова — чудотворной иконы «Панагия Крини» на засохших стеблях цветов, которые верующие приносят на праздник Благовещения, вновь распускаются живые лилии.

Храмы и святыни города Аргостоли
Кафедральный храм Благовещения, расположенный возле улицы Верготи, был построен в 1957 году. Раньше, до землетрясения 1953 года, кафедральный храм находился на улице Литострото и был посвящен Христу Спасителю. Особый интерес в храме Благовещения представляет иконостас, который происходит из старого храма Богородицы в селении Фусато, а также иконы, написанные известным греческим иконописцем новейшего времени Ф.Пулакисом.
На улице Литострото находится храм святого Спиридона с величественным позолоченным резным деревянным иконостасом. Архангельский храм в Аргостоли построен на месте более ранней церкви, посвященной победе христианского флота в морском сражении при Навпакте.
В трех километрах к югу от Аргостоли находится пещера святого Герасима, в которой он жил отшельником в течение шести лет, прежде чем основал монастырь в долине Омала.
На острове Кефалония имеется множество монастырей, некоторые из них очень старые. Монастырь Пресвятой Богородицы Сиссийской был основан в XIII веке, а монастырь Пресвятой Богородицы в Агрилья — в XVIII веке. Следует также упомянуть монастырь Пресвятой Богородицы в селе Макриотика, монастырь Пальохерсоса (1600 год) возле деревни Дефераната, монастырь Пресвятой Богородицы Атроса — старейший монастырь острова, основание которого датируется VIII веком, и многие другие.

ЗНАК БОЖИЕЙ ЛЮБВИ И ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

В девятом, сентябрьском номере "Таврида Православная" рассказала о чудесном событии, произошедшем в ялтинском храме Феодора Тирона, где на киот иконы Казанской Божией Матери за два с половиной месяца до Успения Пресвятой Богородицы был положен срезанный стебель лилии. Стебель совершенно высох, но затем, накануне праздника, дал бутон и расцвел.
Знаменательно, что явленное в Ялте чудо далеко не единично: оно стало в ряд чудес, ежегодно происходящих в Греции, и тоже именно к Успению. Об этом мне и хочется рассказать читателям "ТП".
Греческий остров Кефалония называют островом чудес, а все из-за того, что на нем происходят такие события, которые трудно назвать рядовыми или обычными.
Каждый год на этом острове накануне праздника Успения Божией Матери происходит небольшое землетрясение (3-4 балла), а после него в самый день праздника идет дождь, который в это время года здесь большая редкость.
Но это еще не главное чудо, а его предвестие.
Здесь существует благочестивая традиция приносить в храм в день Благовещения Пресвятой Богородицы белые лилии, подобные той, с которой явился к Ней архангел Гавриил. Эти цветы вкладываются в киот иконы Божией Матери "Панагия-Крини", где и остаются без воды вплоть до праздника Успения Богородицы. И вот тут происходит дивное чудо: на сухих, растрескавшихся от жары стеблях лилий распускаются нежно-белые цветы, и это через пять месяцев после того, как они были срезаны. В день Успения после литургии в церкви служится молебен, цветы освящаются и раздаются верующим, пришедшим в сей день в храм.
Эти сухие стебли лилий подобны нашим душам, иссохшим от безверия и сомнения. И когда на этом стебле, как знак Божией любви и вечной жизни, расцветает белоснежная лилия, она как бы напоминает нам, что для Бога нет ничего невозможного, и что наша душа, погрязшая в грехах, может расцвести подобно цветку лилии и озариться благодатью Божией. Это чудо заснято на видеокамеру Давидом Георгобиани, который лично получил из рук священника сухой стебель с распустившимся на нем цветком.
Но и это не все чудеса, происходящие на острове. В день Успения Божией Матери в храм сползаются со всей округи небольшие, но ядовитые змеи. Они не боятся людей и не жалят их, люди же, в свою очередь, так же спокойно реагируют на присутствие столь необычных «прихожан». Змеи ползают по иконам и без боязни перебираются на руки людей, когда те протягивают их к ним. В этот великий праздник и природа и человек как бы объединяются для того, чтобы прославить в своих молитвах Пресвятую Владычицу нашу Богородицу и воздать хвалу Творцу за его великие ко всем нам благодеяния. Этот факт также документально засвидетельствован множеством паломников, а так же известным грузинским актером Давидом Георгобиани, который заснял на видеопленку этих змей. Интерес представляют сами змеи. Немецкие ученые определили их, как крайне ядовитых и опасных для человека, однако, за многие века не известно ни одного случая, чтобы кто-либо пострадал от них в храме. На голове у каждой змеи имеется белый равноконечный крестик. Змеи находятся в храме примерно 10 дней, а затем уползают неизвестно куда.