Гора Святой Афон.

Гора Святой Афон.

Дождливым утром мы сели в автобус, поданный ко входу в отель. Автобус был, по сравнению с музенидисовским - просто новейший, марки Volvo, чистый и просторный, у меня даже создалось впечатление, что и расстояния между креслами у него больше. Кроме нас на эту экскурсию из нашего отеля ехала большая группа немецких инвалидов (колясочников и с задержками развития) вместе с сопровождающими. В очередной раз я удивился, что такие люди не выброшены из социума, как у нас, а живут нормальной жизнью - ездят на экскурсии, например. Коляски были сложены в огромном багажнике автобуса, людей на руках внесли в автобус, и мы поехали в сторону пристани в местечке Огиос Панагиос. Мы загрузились на вот этот корабль, носящий гордое имя "Spirit of Athos". У этого корабля сзади опускается широкий трап, по которому мы и вошли на корабль. Разместились внутри, поскольку погода пока не радовала - дул свежий ветер и моросил дождик. В голове постоянно вертелась песня Цоя: "Нам с погодой повезло - дождь идет четвертый день..." =)

Spirit of Athos

Мы были, наверное, одной из первых групп, позже приехало еще несколько автобусов, при входе на корабль образовалась даже очередь. Но разместились все - мест на корабле было предостаточно. Многие туристы, несмотря на погоду, размещались у баров на верхней палубе.

Загружаемся на корабль Очередь туристов

Якорь поднят и мы, набирая скорость, идем в сторону Святой Горы. Вершины гор затянуты туманом.

Причал в Огиос Панагиос Курс на Святой Афон!

Дождь принимался несколько раз...

Когда на берегу обозначался монастырь, туристы с мощными телеобъективами выбегали на палубу и фотографировали. Корабль ощетинивался с одного борта тяжелыми объективами, как пиратский корабль пушками =)

Дождик Сильный дождь

Описание монастырей, которые мы проезжали, я взял с сайта http://www.orthodoxy.ru/afon/

Особенностью Афона является то, что женщинам вход на Святую Гору совершенно невозможен и запрещен. По Афонским преданиям вход женщинам был возбранен после следующего случая. Плакидия, дочь греческого императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Византию, мимоездом пожелала видеть Св. Гору и, в особенности Ватопедский монастырь, выстроенный иждивением ее отца. Она прибыла прямо к Ватопедской пристани, торжественно была встречена и введена в монастырь с подобающей почтительностью и церемониалом. В умилительном благоговении подступила она к собору и, слагая с себя царственное величие, так смирилась, что не хотела войти с главного входа, а прошла через боковую дверь. Она только хотела войти в главный храм, как вдруг ее поразил голос Богородицы, исходивший от Ее иконы, написанной в стенной нише: "Зачем ты сюда, здесь иноки, а ты женщина, для чего же даешь врагу случай ратовать их преступными помыслами! Ни шагу далее! Удались, если хочешь себе добра!" Пораженная страхом царевна молча удалилась из обители. (Было это в конце IV или в начале V века). А святые отцы Афонские законоположили между тем, чтобы с той поры ни одна женщина не проникала в тайники Афонского подвижничества, что и доныне свято исполняется и в такой степени, что даже не позволяется и среди рабочего скота держать самок. А по поверью простого народа, даже пташки не вьют здесь гнезда и не выводят птенцов.

Монастырь Св. Пантелеймона

Монастырь святого Пантелеимона расположен на берегу моря между Ксенофонтовым монастырем и пристанью Дафни. Обитель известна также как Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, Киновия Каллимахов, или Руссик.На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 г. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья - теперь там расположен, так называемый, «старый», «нагорный Руссик», или «монастырь Фессалоникийца», основанный в начале XI в. Именно тогда на Святую Гору пришли первые русские монахи; первоначально они обосновались в монастыре Ксилургу. Довольно быстро он заполнялся выходцами из Руси, так что вскоре здесь стало тесно. Поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца; обитель же Ксилургу была преобразована в скит и остается им по настоящее время.Сейчас Пантелеимонов монастырь занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей; братия насчитывает более 50 монахов, почти все они из России.

Монастырь Св. Григориат

Святой монастырь Григориат находится на побережье полуострова, и сюда можно попасть на судне из Дафни, Афонской пристани. Обитель основана в XIV столетии отшельником Григорием. Монастырь - современник Дионисиата и Пантократора. Об основателе Григориата почти ничего неизвестно, кроме того что он был учеником Григория Синаита. Пожары 1500 и 1762 гг., уничтожившие архив монастыря, несомненно, являются основной причиной недостатка информации. Однако, кроме пожаров, монастырь неоднократно становился жертвой пиратов и их мании все разрушать. Обитель восстанавливалась с помощью православных государей, среди которых - Иоанн Стефан Великий, господарь Молдавии. Он сыграл основную роль в возрождении обители и поэтому по праву считается вторым его основателем. Григориат восстанавливался от разрушений и пожара 1762 г. под руководством игумена Иоакима. Его трудами становится возможным не только новое возрождение монастыря, но и освобождение пленных, захваченных пиратами. Иконостас собора установлен в это же время. Новая паперть была построена в 1840 г.; храм вмч. Георгия - в 1851 г. Собор освящен во имя свт. Николая. Монастырь обладает 279-ю рукописями, из которых 11 писаны на пергаменте, и, кроме того, имеет приблизительно 6000 печатных книг. Среди сокровищ монастыря - частица Животворящего Креста, мощи святых, священные сосуды и одеяния. Григориат имеет 7 храмов на своей территории и 6 храмов - вне ее. В подчинении монастыря - три кафизмы и шесть келлий (на Афоне - это места проживания монахов вне территории монастыря). Келлия - маленькая пустынь: дом с одним - двумя монахами и маленьким храмом в этом же помещении. Проживающие в келлий сами заботятся об обеспечении себя пищей и бытовыми удобствами. Кафизма, в отличие от келлий, находится на полном обеспечении монастыря.

Монастырь Дионисиат

Монастырь Дионисиат, или "Неа Петра" (Новая скала), стоит на узкой и крутой скале на высоте 80 метров над уровнем моря, между монастырями Григориат и Святого Павла. Основателем монастыря был преподобный Дионисий из селения Корисос около Касторьи. Дионисий с большим трудом смог собрать средства для основания обители во второй половине XIV в. Его усилия были щедро поддержаны Алексием III Комнином, императором Трапезундской империи, вдохновленным на это митрополитом города Феодосием - братом Дионисия. Впоследствии обитель щедро поддерживали императоры династии Палеологов и многие господари Молдо-Валахии. Патриарх Антоний IV официально даровал монастырю именование Патриаршего в 1389 г., и таким образом он начал самостоятельную жизнь. С обителью связана жизнь свт. Нифонта, патриарха Константинопольского, принявшего монашество здесь в середине XV в. и после многих превратностей возвратившегося сюда, где и преставился. В 1539 г. пожар, возможно, самый разрушительный за всю историю монастыря, превратил в пепел большую часть его строений, которые, однако, были скоро отстроены и расширены. В XVI и XVIII вв. обитель из-за экономических трудностей стала своекоштной, но в XIX в. окончательно вернулась к общежительному уставу. Собор монастыря, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, был возведен одновременно с обителью, но разрушен пожаром в 1534 г. Новый храм был возведен после 1540 г. Его фрески, относящиеся к Критской школе, датируются 1546 г. Особого внимания заслуживают позолоченный иконостас и фрески на тему Апокалипсиса - это самое древнее полное изображение Апокалипсиса в православном мире. Дионисиат занимает 5-е место в иерархии афонских монастырей. Среди его святынь - множество святых мощей, наиболее важными из которых являются десница Иоанна Предтечи и мощи свт. Нифонта. Внимания заслуживают резное распятие слоновой кости X в., священные сосуды и облачения. Библиотека содержит 1100 рукописей, некоторые из них украшены миниатюрами, и более чем 15 000 книг, включая бесценные инкунабулы. В нынешнем столетии из монастыря вышло много известных отшельников и богословов; сегодня братия насчитывает около 50 монахов.

Урануполи

В городке Уранопули мы сделали остановку на обед. Городок небольшой, туристов на улицах много, несмотря на прохладную погоду. Цены на сувениры и прочее выше, чем в окрестностях нашего отеля, а в ресторане с нас взяли 600 драхм за тарелку с хлебом, стоящую на столе - нигде раньше за это не брали =) После обеда вышло солнце, что существенно повысило наше настроение.

Уранопули Уранопули-2

Мы прошлись по городку, по его сувенирным лавочкам, вышли к морю, вышли на мол, выдающийся в море. Морские ежи вольготно расположились на камнях на небольшой глубине, поджидая мягкие туристские пятки =)

Вид с мола на Уранопули Еж морской

Стало даже жарко, будь побольше времени - мы, наверное, даже искупались бы =)

Уранопули-3 Уранопули-4

Но время отплытия быстро приближалось, к маленькой пристани подошел наш "Spirit of Athos" (он стоял на якоре невдалеке) и, загрузившись, мы отправились в обратный путь. Небо затянулось тучами, опять заморосил дождик... Пока доехали до Огиос Панагиос снова выглянуло солнышко. Погода была в тот день ну очень переменчива =)

Обратная дорога Наши попутчики

На кораблике было много детей, для них на полу родители устроили что-то типа детской площадки с игрушками, на которой они и ползали всю обратную дорогу. Русских на корабле почти не было, кроме нас была только одна русская пожилая пара. Большинство туристов в тот раз были немцы, также на корабле была группа громкоголосой молодежи из Болгарии.

Пристань в Огиос Панагиос

А вот и пристань, выбираемся из кораблика, залезаем в автобус, ко мне на свободное место садится немка, предварительно спросив что-то, из чего я понял только одно слово "Фрей?". На что я ответил - "Йа-Йа!" =) Вот так мы мило побеседовали =)