Повседневная жизнь.

Повседневная жизнь. Образ жизни святогорских монахов подчинен главной цели их пребывания на Афоне — молитвенному служению Богу. Монашеская молитва бывает общей и частной. Во время общих молитв (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, Божественная литургия) монахи собираются в главном соборном храме (кафоликоне) и малых храмах (параклисах) монастыря. Основу частной молитвы составляет краткая Молитва Иисусова. Особо почитается на Афоне Богородица, считающаяся единственной Владычицей Св. Горы. Главным занятием подвижников является непрестанная молитва. Келейное монашеское правило (канон) обязательно для всех монахов; церковные последования насельники келлий служат не так полно, как в монастырях (иногда они могут заменяться молитвами по четкам). Одной из особенностей монашеской молитвы считается молитвенное бодрствование во второй половине ночи, когда большинство людей спят, и неусыпная всенощная молитва по важнейшим праздничным дням. Келейное правило в святогорских обителях совершается преимущественно по четкам и сопровождается земными поклонами. В большинстве монастырей правило имеет 2 степени: для послушников (3—5 четок, 30—50 земных поклонов) и для всех монахов (12 четок и 100—150 [для великосхимников 300] земных поклонов). В древнейших общежительных монастырях Иисусова молитва читается так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Молитва Пресвятой Богородице — так: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго». В монастырях, недавно принявших общежительный устав, словесная форма молитв может незначительно отличаться. На 12 четок-сотниц молитвы распределяются следующим образом: 9 — Иисусу Христу, 3 — Пресвятой Богородице. Земные поклоны в греческих монастырях совершаются во все, в т. ч. праздничные, дни, кроме воскресений и Светлой седмицы. Келейное правило совершается стоя, с крестным знамением и малым поясным поклоном на каждой молитве. Правило ко Св. Причащению в большинстве монастырей читается в храме по книге (канон и молитвы); в монастыре Филофея и некоторых других обителях (т. н. филофеитских монастырях) келейно по четкам (1200—1500 молитв Иисусовых). Другая особенность филофеитской традиции, основанной на духовном предании старца Иосифа Исихаста (+ 1959), — еженощное келейное бдение в течение 4 ч. до полунощи: келейное правило по четкам, умная молитва (от 30 мин. до 1 часа, без четок), чтение Священного Писания и святоотеческих творений.
Частота исповеди в святогорских обителях не оговаривается единым правилом и определяется духовной необходимостью каждого насельника. Исповедь совершается обычно в одном из приделов собора или в келлии духовника. Духовниками в греческих киновиях являются игумены и 1—2 их помощника-заместителя. Как и в Элладской Церкви, исповедовать на Афоне могут только священники, над которыми совершена архиерейская хиротесия в духовника. Все братия причащаются Св. Тайн не реже 1 раза в неделю (обычно в четверг и субботу или воскресенье; в Великий пост — на всех литургиях; в филофеитских обителях — 4 раза в неделю в течение всего года).
В качестве обычного приветствия на Афоне принято произносить «Эвлогите» (благословите), на что следует ответ «О Кириос» (т. е. Господь [благословит]); в период между Пасхой и Вознесением приветствием служит возглас «Христос воскресе!» с ответом «Воистину воскресе!» Желающие войти в закрытое помещение произносят, стуча в дверь; «Молитвами святых отец наших...», ответное «Аминь» служит приглашением войти. Обращением к простым монахам служит греческое «Оси», «Oситатэ», или «Осилогитатэ» (к ученым монахам), к имеющим сан диакона — «Иepoлиатэ», к иеромонахам, игуменам, архимандритам и проч. — «Паносилогитатэ».
Усопших иноков по афонскому обычаю облачают в схиму и многокрестие (тело при этом не омывается и нательное белье не меняется) и, покрыв лицо куколем, зашивают в рясу. На грудь усопшего возлагают икону Пресвятой Богородицы. Усопшего иеромонаха облачают еще и в епитрахиль, в руки его кладут Евангелие и покрывают лицо воздухом; иеродиакона облачают в орарь и лицо покрывают малым покровом. По совершении чина исходного последования тело относится в монастырскую усыпальницу. Над могилой совершается заупокойная лития. Игумен обычно произносит слово, посвященное новопреставленному. Затем над головой усопшего полагается плита (для предохранения от повреждений) и тело засыпают землей. Три года усопший поминается на проскомидии ежедневно, а затем имя его вносится в большую поминальную книгу — «Куварас»; такие книги, читаемые в заупокойные субботы, содержат имена всех усопших монахов обители, начиная с глубокой древности (напр., в «Куварасе» Великой Лавры список начинается с имен прп. Афанасия и ктиторов монастыря, живших в X в.). По истлении тела останки усопшего износятся из могилы, в усыпальнице совершается Божественная литургия. Глава усопшего с написанным на ней именем и возрастом полагается в костнице вместе с главами других почивших братии, прочие кости складываются отдельно.
Предпринятая в Греции в 20-х гг. XX в. реформа календаря не нашла поддержки на Афоне, и монастыри Св. Горы продолжают использовать юлианский стиль. В большинстве монастырей сутки по византийской традиции начинаются с захода солнца; разница с европейским временем составляет в зависимости от времени года от 3 до 7 ч. Гражданские ведомства на Афоне и некоторые монастыри используют европейское время. Сутки делятся на 3 восьмичасья, отведенных для молитвы, работы и отдыха. Старинный греческий стих так описывает повседневные труды монаха: «Пиши, занимайся, пой, воздыхай, молись, молчи». Каждый монастырь имеет свой распорядок дня, предписанный внутренним уставом.
Распорядок Ватопеда, действовавший в бытность этой обители особножительной (по европейскому счету): с 4 до 7 ч. — последование утрени, литургия, завтрак; 7—10 — работы внутри и вне монастыря; 10—12 — хозяйственные работы, прием гостей, ученые занятия; 12—15 — обед и отдых; 15—16 — вечерня и повечерие; 16—18 — работы, прогулка, визиты; 18—19 — приготовления к ужину; 19—21 —ужин и занятия; 21—4—канон (монашеское правило), частная молитва и ночной отдых; 4 ч. — пробуждение.
Распорядок общежительного монастыря прп. Дионисия (по т. н. византийскому счету времени): с 6 до 7 ч. после заката солнца — канон (12 четок и 300 земных поклонов); 7—10 — последование утрени; 10—11.30 — отдых в покоях; 11.30— 12 — приуготовление к общей молитве: 12—13.30—литургия и молебен; 13.30— 14 — общая обеденная трапеза; 14—18 — службы и послушания; 18—20 — полуденный отдых, занятия; 20—21.30 — службы; 21.30—22.30 — вечерня; 22.30—23.30—общий ужин: 23.30—24—прогулка; 24—0.30—повечерие, закрытие монастырских ворот; 1—6 — ночной отдых; 6 ч. — пробуждение.
В келлиях действуют распорядки, установленные старцами. Например (по т. н. византийскому счету времени): 8.30—10.30 — последование утрени; 10.30— 11.30 — канон (четки и поклоны); 11.30—12—завтрак; 12—17—труд (рукоделие или сельскохозяйственные работы); 17—18 — общий обед (который готовит один из членов синодии); 18—19 — отдых; 19—20 — вечерня; 20—24 — труд; 24— 1—общий ужин; 1—1.30 — повечерие и песнопения в честь Богородицы; 1.30—-3 — занятия и частная молитва; 3—8.30 — ночной отдых. По воскресным и праздничным дням распорядок, разумеется, иной. В связи с зависимостью так называемого византийского счета часов от времени года распорядок дня меняется.
В течение года в воскресенье, вторник, четверг и субботу полагается 2 общие трапезы — после литургии и вечерни; в понедельник, среду и пятницу (кроме сплошных седмиц), а также в дни Св. Четыредесятницы (кроме субботних и воскресных) полагается одна общая трапеза — после вечерни. На трапезе ежедневно стоят пшеничный хлеб, вода, лук, чеснок, соль и уксус. Почти всегда (кроме дней строгого поста) предлагаются соленые маслины и фрукты, летом и осенью — овощи, вареные каштаны. В постные дни вареная постная пища готовится без масла. В скоромные дни на трапезе предлагается белое или красное сухое виноградное вино (по 1 красовули на каждого), оливковое масло, молочное блюдо (обычно овечья брынза), сладости (халва); яйца предлагаются обычно в пасхальный период; рыба — в воскресные дни и двунадесятые праздники (на полиелейные праздники, выпавшие на постные дни, а также в воскресные дни Св. Четыредесятницы и Успенского поста ее заменяют осьминоги, кальмары, мидии и др. морепродукты). По благословению игумена братия могут готовить в келлиях чай или кофе. В филофеитских монастырях чай предлагается в братской трапезной во все постные дни после литургии. В понедельник, вторник и среду 1-й седмицы Великого поста братия большинства монастырей хранят совершенное воздержание в пище и питии.
Пустынники и исихасты следуют собственным распорядкам, каждый в меру своих телесных сил. Как правило, они употребляют пищу, не требующую приготовления (сухари, оливы, бобы, зелень, сухие плоды и пр.),—сухоядение; растительное масло вкушается лишь по субботам и воскресеньям; пищу, как правило, приносят отшельникам прохожие монахи.
В начале каждого года на соборе каждого монастыря происходит назначение братии на послушания. По святогорскому обычаю, насельники ежегодно получают новые послушания, но при необходимости собор может оставить брата на старом послушании еще на год. По окончании заседания братия входят по старшинству в игуменскую и берут благословение у игумена (по греческой афонской традиции целуя его руку), а тот в присутствии старцев доводит до каждого решение собора. Перечень послушаний обычно содержится во внутреннем уставе монастыря. Его изменение возможно лишь по решению духовного собора. Большинство работ связаны с обеспечением богослужения, сохранением святынь, обслуживанием братии и паломников. Например, в уставе Великой Лавры упоминаются послушания: представитель монастыря в Свящ. Киноте; секретарь монастыря; казначей монастыря; помощник эконома (Экономом Великой Лавры по древней традиции считается Сама Пресвятая Богородица); сопроводитель гостей; привратник (встречает гостей, провожает их в гостиницу—архондарик, следит за правилами посещения); гостинник (архондарь, заботится о питании и ночлеге гостей); игумениарис (помощник игумена); пономарь (экклисиарх); уставщик (типикарь, следит за ходом богослужения); виматарь (ризничий, отвечает за попечение о св. мощах и алтаре); келарь (хранитель съестных припасов); повар; пекарь; больничный брат и гироком (ухаживает за больными и немощными стариками); трапезник (ведает подготовкой общей трапезы, распределяет хлеб); просфорник; портной; сапожник; арсанарь (смотритель корабельной пристани); садовник и огородник; виноградарь. Наряду с этими бывают и другие послушания: звонарь; чтец; библиотекарь; синодиарь (готовит заседания духовных соборов); просмонарь Богородицы (заботится о чтимой иконе Божией Матери, поет молитвы, принимает подношения от паломников); ворданарь (ведает конюшней и скотным двором); лесник; ночной сторож и др.
По традиции некоторых общежительных келлий с небольшим братством основные послушания (повар, пономарь и др.) меняются каждую неделю. Иеромонахи исполняют богослужебную череду по старшинству хиротонии.
Во многих монастырях развиты художественные промыслы и рукоделия, в т. ч. иконописание, резьба по дереву и др. Устав категорически запрещает продажу на Афоне икон и произведений искусства, изготовленных за пределами Св. Горы, а также изготовление их на ее территории мирянами; запрещено воспроизведение святогорских икон на бумаге без разрешения монастырей (ст. 174). Вывоз с Афона любых старинных изделий, рукописей, икон, сосудов, книг и др. предметов, записанных в перечни монастырских учреждений, запрещен.
Общие работы, совершаемые всей братией (панкинии): еженедельная закваска хлеба, сбор винограда, маслин и т. п.
Одним из древних обычаев, сохраняющихся на Афоне, является монашеское гостеприимство. Каждый святогорский монастырь принимает на ночлег всех приходящих паломников и туристов, независимо от вероисповедания, национальности и т. п. Им предоставляется место в гостинице (архондарике) и пища согласно монастырскому уставу. Прибывшим предлагается угощение: кофе, холодная вода в жаркое время года, сладости, небольшое количество (до 50 г) крепких спиртных напитков—узо (анисовая водка) или ципуро (крепкая виноградная водка). Прием гостей осуществляется бесплатно, во славу Божию. Все паломники приглашаются на богослужения (в монастырях со строгим уставом неправославные могут посетить храм во внебогослужебное время). Православные могут исповедаться и причаститься Св. Тайн, поклониться св. мощам. Все гости принимают пищу за общей трапезой с братией (неправославным обычно выделяется особый стол). В некоторых обителях для гостей устраиваются беседы и экскурсии.
По святогорским правилам, каждый паломник может остановиться в любом монастыре на одну ночь; более длительное пребывание в обители возможно по благословению ее игумена. Дома для ночлега имеются в Дафни и Карее. Для посещений Афона необходимо получить специальное разрешение, которое выдается в паломнической службе в Фессалонике. Предельное число паломников на Афон ограниченно. Клирикам для получения разрешения необходимо иметь письменное благословение Константинопольской Патриархии.
На Афоне издревле действует строгий аватон, запрещающий вход на полуостров не только женщинам, но и самкам животных (ст. 186 Устава). Лица, пытающиеся нарушить этот запрет, подвергаются тюремному заключению на срок от 2 месяцев до года. Также запрещено приближение к гаваням и причалам Афона судам, на борту которых находятся женщины.
Афониада. Многие святогорские монахи в своих научных занятиях достигли выдающихся успехов. В обычае было создание при монастырях школ для подготовки клириков из среды иноков. Одной из таких школ было действовавшее с XIII в. училище из келлии Иверского монастыря, носившей имя св. Иоанна Богослова.
В 1748—1749 гг. монахи Ватопеда по предложению своего настоятеля иером. Мелетия решили организовать в обители духовную школу, которая явилась бы «оплотом греческих знаний, воспитания и всяческого научения в области как философских, так и богословских наук». К концу 1753 г. в академии обучалось уже 70 иноков. В 1754 г. было построено здание, рассчитанное на 170 учащихся, начала работать типография. В 1756 г. число учеников достигло 100 чел., а еще через 2 года их было уже ок. 200.
Однако в 1799 г. Афонская академия прекратила свою деятельность. В 1930 г. Афониада была восстановлена как Афонская священническая школа, среднее учебное заведение типа гимназии. В 1953/54 учебном году в странноприимном корпусе Андреевского скита (близ Карей) открылось Афонское церковное училище, в 1972 г. преобразованное в академию с 6-летним периодом обучения. Основной целью обновленной Афониады является «достойное священства всестороннее образование святогорских монахов в согласии с духом Православной Церкви и древнего святогорского монашества». Училище является учреждением афонских монастырей и действует под надзором Свящ. Кинота и трехчленной Комиссии, при содействии греческого Министерства образования (в настоящее время финансирование осуществляется главным образом за счет государства). Среди ее выпускников не только монахи, но и несколько мирян.
Библиотеки. Афон известен во всем христианском мире не только как один из древнейших центров монашеской жизни, но и как богатейшая сокровищница старинных рукописей. Первое упоминание о монастырской библиотеке на Афоне восходит к 980 г.; одним из древнейших свидетельств о книжных хранилищах афонских обителей является сохранившийся в акте 1142 г. перечень русских книг из монастыря Ксилургу.
На Афоне действовали книгописные мастерские (скриптории). Множество древних кодексом (с X в.), хранящихся в настоящее время в различных библиотеках мира, написаны монахами-святогорцами. Переписка рукописей считалась делом благочестивым. Немало книг попадало на Афон в составе личных собраний приходивших сюда ученых мужей.
Богатые собрания монастырских библиотек привлекали к Афону интерес европейских филологов и любителей древней письменности. В XIX в. немало драгоценных афонских рукописей оказались в библиотеках Франции, Великобритании и России. Сокровища монастырских хранилищ не только вывозились за пределы Афона, но и погибали во время грабительских набегов, пожаров.
Первые попытки каталогизации афонских рукописных собраний предпринимались еще в XVIII в.
В XIX в. был составлен каталог греческих афонских рукописей, описывающий 6618 кодексов из собраний монастырей (кроме Великой Лавры и Ватопеда), Протата и скитов св. Анны и Кавсокаливийского. Каталог Ватопеда указывал 1536 рукописей, а каталог Великой Лавры — 2046 рукописей. Это основные каталоги, их дополняют другие описания.
В настоящее время на Афоне хранится более 15 тыс. рукописей на пергамене, бомбицине и бумаге. Из них более 1800 являются иллюминованными и представляют собой подлинные произведения искусства. Кроме того, в библиотеках имеется множество старопечатных книг.
Расцвет Св. Горы в кон. XXв. В 1963 г. торжественно отмечалась годовщина со времени основания прп. Афанасием Афонским Великой Лавры, ставшей образцом для всех последующих общежительных афонских монастырей. Одновременно праздновался юбилей всего организованного монашеского сообщества на Св. Горе.
В нач. XX в. численность афонских насельников достигла своего наибольшего значения (ок. 7500 иноков, из которых более половины составляли славяне), затем в силу различных причин это число постепенно сокращалось вплоть до 1971 г. Но в течение последних 30 лет происходит неуклонное возрастание святогорской братии, пополняющейся за счет молодых и образованных людей, приезжающих на Афон со всех районов Греции, а также из-за рубежа.
Слава Св. Горы достигла всех уголков мира. Кроме монахов из традиционно православных стран — России, Румынии, Болгарии, Сербии, населявших Св. Гору с самого начала на ней монашеской жизни, сегодня на Афоне есть монахи из многих стран всех 5 континентов. Впечатляющий пример тысячелетнего мирного сожительства и доброго сотрудничества монахов делает священный Афон истинным вселенским центром братского союза православных всех стран и народов.
С 60-х гг. XX в. начался процесс возвращения афонских монастырей от особножительного устава к общежительному.