КСИРОПОТАМ

МОНАСТЫРЬ КСИРОПОТАМ
Икона вмч. Димитрия Солунского из зелёного мрамора.
Часть подножия Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос (с одним из отверстий от гвоздя) - самая большая часть Животворящего Креста Господня это дар царя Романа.
Часть одежды с кровью и миром вмч. Димитрия Солунского.
Мощи: кости an. Варфоломея; часть руки свтт. Игнатия Богоносца; 40 мчч. Севастийских; персты свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого; мчч. Трифона и Прокопия.
Монастырь построен еще царицею Пульхерию в 450г, по преданию она передала в дар Ксиропотаму мощи сорока Севайстийских мучеников. Через год благоверная царица скончалась.

Когда македонские цари захватили Афон, то один из них Димитрий Полиоркет ( 294-282г) отдал городок Харадриэ как приданное своей дочери малоазийскому царю Селевку после возле Старатоники было основано село Дафна. Об этом городке Старатоники во 2 веке пишет Птоломей. Предпологают что Старатоники принадлежал царицы Пульхерии, которая и построила там монастырь во имя сорока Севайстийских мучеников. Старатоники упоминаются и во время царствования Иустиниана 1 (527- 565г.) во время продолжительной войны между арабами и византийским царем Константином Погонатом, Старатоники как впрочем и весь Афон пришел в запустение. 830-870 Афон из-за арабского нашествия был в запустение. После 870 года Старатоникийский монастырь возник под названием Никифоровский в честь св. мученика Никифора. Первое известие об этом мы находим в 1046 г. А в 1087 г. уже изчезает и появляется название Ксиропотамский монастырь.
КСИРОПОТАМ ( сухой поток ) едва ли не самый древний на Святой Горе. Источники упоминают о существовании Ксиропотама уже в V веке при греческой царевне Пульхерии. Позднее он был разорён арабами и возобновлён в X веке стараниями прп. Павла, сына греческого императора Михаила Курополата. В XIII веке при нечестивом царе Михаиле Палеологе и патриархе-отступнике Иоанне (Векке) Ксиропотам вступил в унию с латинянами. Измена Православию была обличена знамением Божиим: во время богослужения, за которым поминалось имя папы Римского, сотряслись камни обители и монастырь распался до основания. Вскоре Ксиропотам был возобновлён при благочестивом императоре Андронике.
Примерно в 1516 году монастырь сгорел до тла. Неожиданная помощь пришла от турецкого султана Селима. Он выделил афонским монахам необходимые средства для востановления монастыря после устрашающего сна в котором ему явились сорок мучеников Севастийских....
В монастыре пребывает самая крупная сохранившаяся часть Жи¬вотворящего Креста Господня с отверстием от гвоздя. Здесь имеются частицы мощей сщмч. Игнатия Богоносца, сорока мучеников Севастийских, мчч. Трифона и Прокопия, свт. Григория, просветителя Армении, прп. Авксентия, персты свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого; часть одежды, облитой миром и кровью вмч. Димитрия Солунского. Также в обители хранится уникальная икона вмч. Димитрия Солунского, вырезанная из зелёного мрамора и в прежнее время украшавшая великий храм Софии в Константинополе, а также драгоценное Панагирио, известное под названием "диск Пульхерии", с резными ангелами.
Стефан Византиец пишет, что на Афоне в 5-6 веке существовало несколько городов: Афос, Акроафос, Стратоникия, Олофикосос, Санис, Аканфос, Аполлония, Дион.

Преподобный Павел родился в семье императора Михаила Куропалата, который в принял иночество в построенным им самим монастыре Мирелеон. Мать его Прокопия была дочерью царя Никифора Геника. Рождение Прокопия празднывал весь Констатинополь... между тем пустой престол занял Лев Арменин. Из-за страха что Прокопий может в бушующем занять престол, Лев Арменин оскопил мальчика. Прокопий имея природные дарования быстро достиг высот в науках того времени философии и словестности. Юноша был хвалим со всех сторон, но душа его стремилась к другому. Прокопий тайно от всех ухал на Афон и поселил в развалинах монастыря Ксиропотам. Неподалеку от хижины Прокопия жил пустынник Косма, через некоторое время Косма постриг Прокопия в монахи с именем Павел. Павел быстро приобрел известность на Афоне своими подвигами и высокой духовной жизнью.
Я, нищий инок, как ты сам видишь, отче святой, - живу в развалинах Ксиропотамского монастыря.
С тех пор его начали называть Павлом Ксиропотамским.
Император Роман, после своего восхождения на престол начал искать бывшего Прокопия. Слуги императора нашли его на святой горе Афон. После долгих просьб Павел согласился поехать в Констатинополь для свидания с императором Романом. Констатинополь ликовал когда увидел смиренного Павла одетого в рубища. Но в это самое время внезапно тяжело заболел император Роман, Павел возложил на больного руки и тот сразу же выздоровел.
Император поручил Павлу воспитывать и учить своих собственных детей. Живя при дворе Павел грустил об Афоне и все более и более желал вернуться обратно. Павел высказал свою просьбу императору, тяжело было отпускать Павла, но император не осмелился его задерживать против воли Павла...
Павел согласился взять деньги на восстановление монастыря Ксиропотам. Император Роман вручил как бесценный и драгоценнейший дар часть Животворящего Древа Креста Господня.
После восстановления обители этот драгоценнейший дар был положен по завещания императора Романа на святом престоле в алтаре храма. Слава о Святом Павле разошлась по всему Афону к нему начали отовсюду стекаться монахи, желающих видеть его своим старцем. Поручив управление монастырем одному из опытных братьев, Павел, избегая суеты и людей, удалился в пустынные места возле вершины Афона.