Женщины и Афон

Вчера сообщали Афинское агентство и РИА, а сегодня написали и международные агентства, что группа женщин проникла через границу Афона, чтобы привлечь внимание к имущественному спору. Ну, проникли и проникли - в конце концов, полиция довольно быстро их оттуда выдворила обратно. Но речь ведь идет не просто о запретной территории, а о тысячелетнем аватоне - запрете женщинам и не только им посещать Святую гору, удел Богородицы. Давайте вспомним историю аватона и историю женских вторжений на Афон.

Первый типикон Святой горы, так называемый Τράγος, то есть "Козёл", был составлен в 972 году. (Рукопись выполнена на козлиной коже, отсюда и получила свое название). Рукопись хранится в Протате, на ней красуется хрисовул не кого-нибудь, а самого "Иоанна, во Христе Боге верного василевса и автократора ромеев", то есть византийского императора Иоанна Цимисхия. В 16-й статье этого типикона (здесь его можно почитать по-древнегречески) говорится, что на Афон запрещается вход детям, безбородым, евнухам - и, разумеется, всех их запрещено постригать в монахи. О женщинах тут ничего не говорится - но, скорее всего, подразумевалось, что женщинам в мужских монастырях и подавно делать нечего. Окончательно закреплена была традиция аватона при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века.

Долго ли коротко, с течением веков аватон безусловно распространялся на женщин, а также на всех животных женского пола, кроме незаменимых в монастырском хозяйстве кур и кошек. Несомненно, это делалось и по соображениям воздержания от блуда - по тем же соображениям, насколько я знаю, на Афон не пускают длинноволосых мужчин, а сами монахи не моются, дабы не видеть своего обнаженного тела.

01

Но запрет запретом, однако же в истории сохранилось немало случаев, когда аватон оказывался нарушенным. Почти все женщины, входившие на Афон, делятся на две категории - искательницы приключений и беженки.

Из наиболее старых случаев нарушения аватона отметим укрывание беженцев на Афоне после так называемого Орловского восстания в 1770 году, в 1821 году после общегреческого восстания против турецкого владычества, в 1854 году после неудачного восстания против турок на севере Греции. Беженцы прибывали с семьями и укрывались на Афоне.

В 1931 году французская журналистка Мари Суази пробыла на Афоне значительное время и написала об этом книгу "Месяц с мужчинами". С той же целью прославиться здесь были и первая гречанка, завоевавшая титул "Мисс Европа", Алики Диплараку (1929) и Элени Скура (1932), будущая первая женщина-депутат греческого парламента.

В 1940-м году, во время греческо-итальянской войны, сюда пришли беженцы обоих полов из Кавалы. В 1948 году Эвгения Пейю, 17-летняя участница отряда партизан-коммунистов, укрывалась на Афоне после разгрома, учиненного отряду в ходе греческой гражданской войны. Пейю вспоминала в одном из интервью, что когда она поняла, где находится, ее обуял страх и раскаяние. Она отказалась войти в монастырь и была оставлена нести караул снаружи. Девушка все время молилась, чтобы в поле ее зрения не появился враг, и ей не пришлось бы покуситься на убийство в святом месте.

В 1954 году группа женщин, специалистов-византологов, высадилась из лодки на берег и прошла к оградам монастырей. В том же году гречанка-журналистка вошла тайком на Святую гору и написала об этом серию статей в газету.

В конце 60-х пятеро туристок из Франции и Италии прошли на территорию Афона, а будучи задержаны, заявили, что ничего не знали о запрете.

Наконец, в 1989 году парочка из Германии прибыла на каменистый берег монастыря Симонопетра и предалась там любовным утехам.

Вот такая история. Очевидно, что женщин, оказавшихся на Афоне из смертельной нужды, осудят только глупцы. С искательницами приключений тоже все понятно - каждая из них не столько укрепила дух женской свободы, сколько продемонстрировала недостаток разумения.

Сложнее с Европарламентом, который дважды призывал греческое правительство отменить аватон в порядке обеспечения равенства между мужчинами и женщинами. Греческое правительство отказалось это сделать, хотя понятно, что давление на него продолжится.

Лично я, не претендуя на авторитетное мнение, не склонен считать аватон хорошей традицией. Разумеется, покойной Алике Диплараку право посещать Афон нужно было как корове седло. Разумеется, туповатый Европарламент, тщащийся отменить указ Иоанна Цимисхия, выглядит несколько комично. Но вот есть немало женщин - отличных специалистов по византийским рукописям, архитектуре, мозаикам, фрескам, литературе, древнегреческому языку или, скажем, печатям. Почему они не имеют права исследовать уникальную сокровищницу византийских древностей, подобной которой нет нигде в мире? (Про фотографии и микрофильмы лучше не говорите).

И еще. До сих пор помню, как в великолепнейший монастырь в Фессалии с великими фресками меня пустили свободно, а мою жену - нет: запрет. Я почувствовал в этом унизительное и для себя тоже неравенство. Это, повторюсь, мое личное мнение. Неужто монахи никогда не научатся как-то ограждаться от блуда, кроме как уничижая женщин?

02

Ну а чтобы не завершать на серьезной ноте, позволю себе процитировать благочестивые писания, нагугленные в интернете. Эта правдивая история будет похлеще "Фауста" Гёте, доложу я вам.
Итак, "некая журналистка, надев мужской парик, пробралась в страну аскетов и некоторое время путешествовала по Афону незамеченной. Однако этого ей показалось мало. Она решила “закрепить успех”. Разделась и в одном купальнике вошла в воду, предварительно попросив кого-то из своих сообщников сфотографировать ее в таком виде. И вот изумленный святогорец, на глазах которого разворачивалось сие невиданное для Афона зрелище, заметил большой вертикальный плавник, выступающий из воды, и стремительно несущийся к несчастной женщине. “Акула!” – с ужасом подумал афонит. – “Откуда?! Ведь здесь их никогда не было!” В следующие мгновение грянула страшная развязка. Через несколько секунд от безрассудной любительницы сенсаций осталось лишь размытое кровавое пятно…”

Алексей Богдановский
Источник: Блог Алексея Богдановского