СТАРЕЦ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ Противодействие заблуждению экуменизма на Святой Горе Афон

СТАРЕЦ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ

Противодействие заблуждению экуменизма на Святой Горе Афон 23 января 1969 г.

Досточтимый отец Харалампий,
Так как я наблюдаю то смятение, которое происходит в нашей Церкви по причине разных дружественных воссоединению движений и контактирований патриарха с папой, почувствовал боль и я, как чадо Её, и посчитал правильным кроме моих молитв послать небольшой кусочек нитки (как бедный монах), чтобы использовать и ее для восстановления истерзанного одеяния Матери нашей. Я верю, что вы окажете любовь и используете это в вашем церковном издании. Благодарю вас.
Я хотел бы попросить прощение, во-первых, у всех, что дерзаю писать что-либо хотя я ни святой, ни богослов. Надеюсь, что все меня поймут, что все написанное мной есть не что иное, как глубокая моя боль о действиях и мирской, к сожалению, любви отца нашего господина Афинагора. Как видим, он полюбил другую современную женщину, которая зовется папская церковь, потому что Православная Матерь его уже совсем не впечатляет, ведь она очень скромна. Эта любовь, которую услышали мы из Города (Константинополя), нашла отклик во многих чадах его, которые проживают ее в городах. Ведь таков дух нашего времени: семья должна потерять священное свое значение от такого вида любви, цель которой разделение, а не соединение…
С такой вот примерно мирской любовью и патриарх наш доходит до Рима. В то время как он должен был в первую очередь оказать любовь нам, чадам своим и Матери нашей Церкви, он же, к сожалению, любовь свою отправил куда-то далеко. В результате он утешил всех мирских чад, любящих мир и у имеющих вот эту мирскую любовь, тем самым шокировал всех нас, чад Православия, малых и больших, имеющих страх Божий.
К моему сожалению, скольких экуменистов я знаю, не увидел в них ни капли духовности. Но вот они знают, как говорить о любви и единении, хотя сами не соединены с Богом, ведь они Его не возлюбили.
Я хотел бы горячо попросить всех экуменистов братьев наших: Так как вопрос воссоединения наших Церквей вопрос духовный (а мы нуждаемся в духовной любви), оставим его тем, кто возлюбил Бога, кто является богословом как отцы Церкви, а не законодателем. Тем, кто преподнес и преподносит всего себя в служение Церкви (а не просто ставит большую свечу), кого зажег огонь любви к Богу, а не зажигалка пономаря. Мы должны знать, что есть не только законы физики, но и духовные законы.
Следовательно, будущий гнев Божий нельзя предотвратить сотрудничеством грешных (тогда гнев Его двойным будет), но покаянием и соблюдением заповедей Господних.
Также мы должны хорошо понять, что наша Православная Церковь не имеет ни в чем недостатка. Единственный недостаток, который мы видим, это недостаток серьезных иерархов и пастырей со святоотеческими принципами. Немногие избранны, но это повод для беспокойства. Церковь есть Церковь Христа, и Он Ею управляет. Это не храм, который строится из камней, песка и глины благочестивыми людьми и разрушается огнем варваров, но это Сам Христос. «И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Матф. 21:44). Господь, когда это будет нужно, явит Марков Евгеников, Григориев Палам, которые соберут всех смущенных братьев наших, чтобы те исповедали православную веру, укрепили Предание и воздали радость великую Матери нашей.
В наше время мы видим, что многие верные чада нашей святой Церкви, монахи и мирские, отделились, к сожалению, от Нее из-за экуменистов. Мое мнение таково, что нет ничего хорошего в том, чтобы отделяться каждый раз от Церкви по вине патриарха, конечно, это долг и обязанность каждого внутри Матери Церкви протестовать и бороться своим способом. Прерывать же поминовение патриарха, отделяться, создавать свою церковь и продолжать говорить хулу на патриарха, это я думаю неправильно.
Если при каждом отклонении патриархов будем отделяться и создавать наши церкви (Боже упаси!), то мы превзойдем даже протестантов. Легко разделиться, трудно потом вернуться. К сожалению, в наше время много «церквей». Они создавались большими группами и даже одним человеком. Видите ли из-за того, что в их каливе (я говорю о происходящем на Святой Горе Афон) случилось, что есть храм, они думают, что могут создавать независимую церковь. Если экуменисты наносят первую рану Церкви, то эти, вышеупомянутые, наносят вторую. Будем молиться, чтобы Бог просветил всех нас и патриарха нашего господина Афинагора, чтобы воссоединились все эти «церкви», чтобы воцарилось спокойствие среди смущенного православного народа, мир и любовь духовная среди Православных Восточных Церквей. И только потом пусть подумают о воссоединении с другими вероисповеданиями, если они искренне пожелают приложиться к Православной догме.
Я бы хотел еще сказать, что есть еще и третья часть в нашей Церкви. Это те братия, которые остаются верными чадами Её, но среди них нет духовного согласия. Они постоянно заняты критикой друг друга, а не общим благим деланием. Следят друг за другом, кто что скажет, что напишет, дабы сразу поразить его безжалостно. Хотя сам, если говорил или писал бы то же самое, то подкреплял бы это многими ссылками на Священное Писание и святых отцов. Происходит ужасное, ведь с одной стороны они обижают ближнего, а с другой уничтожают его в глазах других верующих. Очень часто сеют неверие среди слабых, смущая их. К сожалению, некоторые из нас требуют от других невозможного. Мы хотим, чтобы у всех был одинаковый с нами духовный образ. Когда кто-то другой не подходит под наш духовный образ, то есть он или менее уступчив, или более острословен, мы немедленно делаем вывод, что он человек не духовный. Все нужны в Церкви. Все отцы приносят свое служение в Ней. И мягкие характеры, и строгие. Так же как и для человеческого тела требуется и сладкое, и кислое, даже горькие корешки (во всем есть свои полезные вещества и витамины), так и для Тела Церкви. Все необходимы. Каждый дополняет характер другого, и все мы обязаны принимать не только духовный его характер, но даже и слабости, которые у него есть как у человека.
И снова я искренне прошу прощения у всех, за то, что посмел написать. Я простой монах и делание мое стараться, как могу, совлекать с себя старого человека и помогать другим и Церкви с помощью молитвы Богу. Но так как дошли до моего пустынного места печальные вести о нашем святом Православии, мне стало больно и я посчитал правильным написать все, о чем чувствую.
Молитвенно пожелаем, чтобы Бог дал нам Свою Благодать и каждый из нас да поможет своим способом во славу нашей Церкви.

С глубоким уважением ко всем
Монах пустынник
(из книги «Тексты Письма» Старца Паисия Святогорца)
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5).

Старец Паисий Святогорец: «Святые отцы не просто так ведь запретили сношения с еретиками. Сегодня говорят: «Не только с еретиком, но и с буддистом, огнепочитателем и демонопоклонником будем вместе молиться. Должны находиться на совместных молитвах и собраниях их и православные. Это такая позиция». Какая еще позиция? Они все решают логикой, оправдывают неоправданное. Европейский дух думает, что и духовные вопросы можно внести на Общий рынок. Некоторые из православных, у которых есть слабость они хотят делать презентации, проповедовать, созывают собрания с инославными для шумихи. Они думают, что таким образом распространяют Православие смешиваясь с заблуждающимися». (Отрывок из книги: «С болью и любовью о современном человеке», Слова, 1 том)